Когда я посмотрел "Довод" и внезапно обнаружил, что смазливый вампир из "Сумерек" умеет оказывается играть, это было открытием.
Забавно, что в комментариях люди разделились на две части. Первые те, кто, как я, искренне удивлялся и радовался актерской игре Паттинсона. И вторые, которые им на это отвечали: "Да вы чо? Вы "Маяк" не видели чтоли? Вот где игра - так игра!"
И сразу складывалось ощущение, что "Маяк" - это нечто очень крутое и что все точно смотрели, типа Марвела.
Но тогда меня комменты не сподвигли к просмотру. Недавно ездили в порт, и там серферы тоже что-то обсуждали. Не помню, как разговор на Паттинсона перекинулся. Но один серфер говорит восемнадцатилетней девушке: "Ну ты наверное видела "Маяк", вот там..."
А у меня как раз внезапно образовались свободные два часа. Почему бы не посмотреть, раз его все видели. Ага...
Сложно стало с самого начала.
есть спойлерыФильм снят на 35-миллиметровую пленку. Очень крутое ощущение погружения в то время. Мрачно, темно, тяжело. Очень много грязи, и оно довольно хорошо передано визуально, ты ее практически ощущаешь. Актеры играют так, что во время время фильма ты не задумывается об актерской игре. Но тут еще и в том фишка, что пытаешься разобраться в сюжете.
По сюжету молодой человек устраивается на работу помощником к старом смотрителю маяка. Целыми днями занимается повседневными делами. А старик спит, потому что ночью он несет вахту на маяке. На сам маяк молодого не пускает. Местами показывают всякую мистику, типа выброшенной на берег русалки, выловленной раколовкой голове предыдущего помощника и щупальцах на самом маяке.
Но это так показано, что непонятно, это был сон или явь. Можно интерпретировать по-разному.
Через месяц служба у парня заканчивается, на следующий день должен прийти корабль, чтобы его забрать. Но начинается буря и дальше становится все совсем непонятно. Они пьют, пытаются делать какие-то дела. теряются во времени, начинается какая-то непонятная чертовщина. Путаются в показаниях.
Я в серьез думал, что в конце окажется, что никакого деда не было. Или что парень сам давно поехал кукухой, стал этим дедом-смотрителем, а молодой помощник ему мерещится... Но нет.
Там есть одна сцена, где старик лежит в яме и проклинает парня. А тот его в этот момент забрасывает сырой землей. И вот это меня впечатлило в плане актерской игры. Кто сказал, что актером быть легко? Полежи в яме и почитай-ка свой монолог пока тебе на лицо кидают комья земли. После таких фильмов очень хочется бэкстеджев, чтобы посмотреть и понять, что это кино, и в реальности все было не так.
В конце парень добирается до самого верха маяка, перед ним открываются створки стеклянной рамы, внутри, которой и находится огонь. Только этого не показывают. Показывают, как открываются створки, потом камера изнутри, показывает лицо парня, у которого радость обретения сменяется какой-то агонией разочарования и боли, и все заполняет белый свет.
В последний кадрах он лежит голый на берегу, и чайки выклевываю его внутренности.
В отзывах очень много про то, что маяк - это фаллический символ. О греческих богах типа Посейдона, о Прометее, укравшем огонь. Но чет такое. Идея в чем?
В том, что он как Икар поднялся слишком высоко и сгорел? Но чет нет...
Лично мне кажется, что фишка в совести что ли... Персонаж Паттинсона прибывает на маяк, под чужим именем, после того, как убил этого человека. Сплавляли лес, и тот упал в воду, а персонаж Паттинсона ему не помог... Или сам его столкнул... я не помню. Но фишка в том, что он вроде как на маяке пытается подзаработать денег, купить себе потом домик и жить счастливо. И в одну из ночей шторма он деду-смотрителю исповедуется в этом. Но дед не принимает этой истории и считает его дураком и трусом. И может быть маяк - как попытка вернуться к свету, подняться туда наверх. А дед, как олицетворение его совести, не пускает его. И чтобы добраться до вершины маяка ему приходится убить деда, и свет его сжигает. Такое, если у тебя за душой не одно убийство, из-за которого ты даже не раскаиваешься, то божественный свет, к которому ты тянешься, может обратиться адским пламенем...
Хмм... Он же поначалу старается, делает работу, не пьет, не конфликтует с дедом. Но в какой-то момент ломается. Сначала поддается на уговоры, в ночь перед отплытием, а потом, когда понимает, что уплыть на большую землю не получится, то начинает довольно быстро скатываться. Такое ощущение, как будто думал, что если отработает положенный срок, то ему отпустят его грехи. А потом оказывается, что одной отработкой не отделаешься...
Еще вдруг подумал, что маяк - как иллюзорный, ненастоящий свет. Когда человек ищет счастья в низменном и сгорает. Как мотылек на огонек. В конце концов, если из моря плыть прямо на свет маяка, то разобьешься.
Получается, потому и сгорел, что пошел на свет маяка, в надежде, что он принесет ему благополучную жизнь. Вместо того, чтобы как-то искупить свой грех убийства...
Сложно, тяжело, не люблю такие фильмы( Но не хуже "Трудно быть богом" Германа.