Анализ стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Черепа».
читать дальшеЛишь у колонны встретится очами,
С подругою - она, как он, мертва.
И за условно-светскими речами
Ты слышишь настоящие слова…
А.А.Блок. Пляски смерти.
Черепа... Страшное слово, иглой вонзающееся в душу, в сознании ассоциируется с кончиной. Перед глазами сразу возникает картина В.В.Верещагина «Апофеоз войны» заставляющая вздрогнуть. Она как нельзя лучше представляет отнюдь не романтический облик смерти. Это творение можно взять иллюстрацией ко многим произведениям русской литературы: «Гробовщику» А.С.Пушкина, «Мастеру и Маргарите» М.А.Булгакова, стихотворениям Блока из цикла «Пляски смерти» и особенно к стихотворению в прозе «Черепа» И.С.Тургенева. В нем тесно связаны темы духовной смерти и вечности, потому что страшно умирать телу, гибель же души наступает незаметно и поначалу не несет чувства утраты. Ярким примером этому служит произведение Н.В.Гоголя «Портрет», где главный персонаж Чартков убивает свою душу в погоне за богатством и славой и только лишь много, много лет спустя, осознает это как действительную потерю.
«Черепа» Тургенева – яркий пример, достаточно редко используемого жанра: стихотворения в прозе. Это лироэпический род, совмещающий в себе сюжетность и предельную эмоциональность.
Само по себе произведение необычно, с первого взгляда вообще не похоже на поэзию, но если хорошенько вчитаться, то можно почувствовать ритм.
Заглавие «Черепа» первоначально вызывает отторжение, нежелание прочесть. А сюжет напоминает бал у Сатаны из «Мастера и Маргариты».
Автор раскрывает свои мысли и чувства: страх, горечь, сожаление, относящиеся к аристократии того времени. Его пугает увядание культуры и вымирание ее действительных ценностей. Поколение бездушно обращается с культурой, создавая видимость причастности к ней, и осознание только этого удручает лирического героя.
Прямо с первых строк заметно, что практически в каждом слове есть шипящие, жужжащие звуки: [ш, щ, з, ж, с, ч] – создающие в подсознании ужасающую атмосферу, подготавливающие читателя к выводу и одновременно усиливающие неприязнь и страх. Как будто действительно слышишь скрежет костей, клацанье зубов и скрип, поворачивающихся в глазницах бессмысленных «шаров»: «…как двигались и шевелились эти десны и скулы – как поворачивались, лоснясь при свете ламп и свечей, эти шишковатые, костяные шары – и как вертелись в них другие, меньшие шары – шары обессмысленных глаз…»
Душа любого человека стремится к постижению смысла бытия. И если человек сознательно лишает себя веры, то непременным итогом этого будут уныние. Ведь тогда все: нравственность, искусство – становится ненужным. Лирический герой тоже чувствует отчаяние, с ужасом осознавая, что и сам он такой же, ничем не лучше и не хуже других: «Я не смел прикоснуться к собственному лицу, не смел взглянуть на себя в зеркало».
Привлекает внимание и то, в какое время ставит глаголы Тургенев. В первых двух абзацах повествование ведется в настоящем времени, а затем в прошедшем. Казалось бы, это странно. Но нет, ничего удивительного. Стоит только раз поступить не по совести, начать убивать свою душу, сделать только один шаг к отступничеству, и тебя затягивает в водоворот бездушной жизни, когда только думаешь, что жив, а на самом деле тебя уже нет, так как нет твоей души и все, что кажется настоящим, оказывается лишь прошлым.
Некоторые скажут: хорошо без души, ты не чувствуешь ни боли, ни страха, тебя не беспокоит чужое горе. Но, чтобы удостовериться в обратном, стоит перечитать сказку Вильгельма Гауфа «Холодное сердце». Главный герой находит в себе силы, чтобы вырваться из этого порочного круга. Для этого нужно немало стараний, труда, работы над собой. А самое главное – осознать, что ты действительно хочешь поменять свою жизнь, чтобы быть Человеком, верящим в смысл Вечности.
В этом стихотворении есть несколько грамматически неверно поставленных знаков препинания. Там, где по правилам русского языка должна стоять запятая, Тургенев помещает тире для создания более длинной интонационной паузы. Пользуясь таким правилом: в прозе членение текста определяется только синтаксическими паузами, а в стихе членящие паузы могут не совпадать с синтаксическими - можно убедиться, что это действительно стихотворение, пусть и в прозе.
Произведение состоит из шести абзацев, каждый включает в себя по предложению, кроме второго и шестого, позволяющего замкнуть кольцевую композицию, которая символизирует замкнутый круг, безысходность, страх перед бесконечностью.
Основной прием стихотворения – это градация, которая делит его на три части.
Первая часть – обычный бал, не предвещающий ничего страшного. Так начинаются описания многих праздников в классической литературе: « Роскошная, пышно освещенная зала; множество кавалеров и дам».
Идет обычная трескотня. Вспомним хотя бы вечер у Анны Павловны Шерер из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»: «Как хозяин прядильной мастерской, посадив работников по местам, прохаживается по заведению, замечая неподвижность или непривычный, скрипящий, слишком громкий звук веретена, торопливо идет, сдерживает или пускает его в надлежащий ход, - так и Анна Павловна…»
Напряжение нарастает, когда открываются истинные лица участников: «…со всех голов и со всех лиц слетела тонкая шелуха кожи – и мгновенно выступила наружу мертвенная белизна черепов, зарябили синеватым оловом обнаженные десны и скулы».
Самым поразительным для читателя становится то, что никто ничего не замечает: «… и с прежним треском, мелькая красными лоскуточками из-за оскаленных зубов, проворные языки лепетали…»
И только лирический герой понимает, что на самом деле произошло; а значит, он еще не совсем деградировал и может спасти свое тело, а главное душу от разложения.
В своем стихотворении Тургенев противопоставляет музыке, самому сильному из искусств, обывательский мир, используя антитезу, которая присуща романтизму.
Основная черта этого литературного направления – двоемирие. Мы привыкли, что в классическом варианте романтизма реальный мир является пошлым и грязным, а другой не связанный с ним – чистый и прекрасный. Тургенев же представляет нам другую версию: мир пышного, богатого, благовоспитанного общества всего лишь маска второго, в котором раскрывается истинная сущность людей.
И здесь Тургенев описывает персонажей в самом, что ни на есть пошлом, непривлекательном, безобразном виде. Все эпитеты и метафоры используются для создания неживого, бездушного образа. Сливаясь вместе, олицетворение и овеществление, оживляют мертвецов и отнимают у них человеческий облик, создавая при этом впечатление какой-то недоработки. Так художник сначала на холсте рисует каркас, используя только геометрически четкие линии, лишь потом расставляя акценты.
Помимо лирического героя и «светского общества» в стихотворении есть еще один, достаточно важный персонаж – бессмертная певица. Ее образ сам по себе - оксюморон, который использует Тургенев для немногословного ее описания. Одна фраза «последняя трель» уже имеет двойной смысл, то ли это заключительные ноты песни, то ли – сигнал, позволяющий сорвать маски. Настораживает эпитет, которым награждает ее автор – «бессмертная». Если певица просто выступает на аристократических балах, то не умирающей она никак не может быть, потому что, как правило, про все тут забывают через пару минут. Или она все же обладает Высшим дарованием, которое усыпляет страдания, позволяет забыться на некоторое время. А когда слышно ее чарующее пение, кажется, что останавливается время и все вечно. Но что это за бесконечность?
Сходную проблему Тургенев по-другому решает в стихотворении «Стой», в котором он показывает, что настоящее бессмертие – это вечная память родных и любимых:
«В это мгновение – ты стала выше, ты стала вне всего преходящего, временного. Это твое мгновение не кончится никогда».
Создается впечатление, что автор буквально сам себя убеждает в наличии смысла как жизни, так и смерти.
А то, чего хотят многие – «жить в пространстве, а не во времени». Ведь если вдуматься, это на самом деле – наказание. Вспомнить хотя бы Ларру из произведения Горького «Старуха Изергиль». Для него вечность – наказание. И для Понтия Пилата тоже из произведения «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова.
Наш современник А.Вознесенский, как и Тургенев, призывает своих читателей:
Живите не в пространстве, а во времени,
Минутные деревья вам доверены,
Владейте не лесами, а часами,
Живите под минутными домами
И плечи вместо соболя кому-то
Закутайте в бессонную минуту…
Умирают – в пространстве,
Живут – во времени.
Действительно, если жизнь бессмысленна, то не имеет значения и смерть. А это жутко. И очень страшно не только погибать, но и продолжать существование. К.Бальмонт очень убедительно об этом сказал:
…Тот любит смерть,
Кто прожил жизнь горя…
Таким образом, заканчивая анализ стихотворения И.С.Тургенева, можно осознать, что надо просто творить добро, помогать людям, даже в ущерб себе, нести свет в этот черно-белый мир, и только тогда сможешь избежать духовной гибели, останешься в памяти людей на многие, многие века. Ведь если вдуматься, на нашей планете не так уж и мало бессмертных классиков, своим творчеством делавших жизнь чуточку прекраснее, старавшихся не ради денег, а потому что этого требовала душа. Душа, которая не способна примириться с жестокостью и бессердечием, окружающими нас.