Какую я книгу тут прочитал! Просто офигеть! Не оторваться! Давно я не читал так, чтобы запоем, сразу всю, почти не отрываясь!
Вот это прям круто было! Оно как будто завораживает, увлекает в омут психоанализа, событий и переживаний персонажей, а потом, когда ты увлекся, резко напоминает о себе, не то чтобы совсем неожиданным поворотом, но вероятность этого была очень маленькая, слишком не про то книга, чтобы спокойно воспринимать финальную часть. И просто такой: ЧТО?! Серьезно?!! Нет, вы серьезно?!
Но очень круто! Я боялся, что финал будет открытый. Вот чуть ли не на середине брошенный сюжет, но финал получился хорош. Такой в духе Дяченко, когда последняя точка ставится чуть раньше последней смысловой фразы. И тебе остается только догадываться, перечитывать последние страницы, чтобы проверить, правильно ты понял или нет. И вроде все понятно, но не понятно, правильно ты понял или просто хочешь, чтобы так и было!
И очень хочется обсудить! Просто вот это: а вы как думаете, чем кончилось?
На самом деле это не сиюминутные переживания, хотя очень хотелось сразу написать пост. Я реально полез перечитывать последние главы, а потом читать отзывы в инете. Ну хоть кто-нибудь, пожалуйста! Мне важно знать! Меня зацепило!
Итак, еще раз. Пятилетнего Костю родители приводят к детскому психологу Даше, потому что он утверждает, что он космический контр-адмирал Сато. Приводят со словами типа, этот ребенок сломался, почините. И Даша начинает разбираться, в чем дело. И т.к. новая личность мальчика - взрослый мужчина, она пытается в первую очередь найти общий язык с ним.
Книга не детская. Но спасибо тому отвратительному сериалу, который натолкнул меня на мысль прочитать книгу.
Что интересно, что по ходу прочтения непонятно, правда существует этот конрт-адмирал или у мальчика раздвоение личности. Бывает же, что новая личность человека умеет и знает то, чего сам человек никогда не делал.
(но прям в такие тонкости психологии я не вдавался) И поначалу читаешь, вроде бы веришь, потом не веришь и кажется, что мальчик просто болен, потом снова веришь, потом, как часто бывает в психологии, поиски причин заводят в отношения родителей, в их прошлое, их личные проблемы, и вот уже мы почти забываем про Костю, а потом он внезапно снова напоминает о себе.
Я бы сказал, что это психологическая драма с элементами фантастики. И главная героиня тут скорее всего психолог Даша. И почти весь текст строится из диалогов психоанализа, которые она ведет на своих приемах. Но это не утомительно, сцены удачно компонуются с бытовыми моментами персонажей и хочется снова и снова возвращаться в кабинет к Даше. Сложность в том, что диалоги действительно выглядят, как психоанализ. Т.е. персонажи не передают читателю ту или иную информацию, а пытаются ее наоборот скрыть. Уходят от ответа, злятся, отказываются отвечать, врут, нападают на собеседника. И оно такое, эмоционально муторное, как когда пытаешься обсудить конфликт с близким человеком, и кажется, что стоит только объясниться и выслушать объяснения, как все сразу станет хорошо, но в ответ начинают выливаться старые обиды и нерешенные проблемы. И оно вот все такое: о нашей жизни, о нашем обществе, о нас.
Иногда прям точное знание финала не обязательно, чтобы понимать смысл, который автор хотел донести. Но мне сложно без конкретики.
Поэтому дальше то, что я думаю о финале книги со спойлерами.
читать дальше
В конце книги, когда уже весь сюжет уходит в глухой реализм, проходит десять лет и Даша живет уже совсем другой жизнью, действительно прилетает космический корабль, требующий вернуть им Сато, иначе они все тут уничтожат. Сато действительно снова появляется в теле уже выросшего Кости, собирает радиопередатчик, выходит со своими на связь. И выясняется, что у него самого проблемы, что его ждет суд и скорее всего казнь. И он, несокрушимый контр-адмирал, за которого в трудных ситуациях прятался Костя, он боится. И Даша проводит с ним последний психоанализ, по факту просто выбивает его из колеи и устраивает ему разнос. В результате он еще что-то собирает из электроники и возвращается к своим. В начале этой сцены Даше отдают ключи от квартиры Кости и просят, чтобы она забрала картину. На картине изображен Сато за миг до расстрела. И глядя в его глаза, Даша понимает, кто на самом деле нарисован на картине.
И мне вот в упор кажется, что там нарисован Костя. Что эта сцена выстраивает такую параллель с началом книги. Финал вообще как будто переворачивает сюжет и замыкает его кольцом, как лента Мебиуса. В финале мы узнаем, что Костя изменился. Что он вообще не считал наличие Сато в своем теле проблемой. Он говорит, что осознал, что это настоящая свобода: наблюдать со стороны, как твое тело живет без тебя. Что иногда действительно надо уйти, чтобы уступить свое место кому-то более достойному. И мне кажется, что Даша не помогла Сато перестать бояться казни. Что она ему помогла только решиться на последний шаг. И что в момент расстрела там в теле действительно был всепонимающий, жертвенный Костя, спасающий своей жизнью свой мир, при том, что по факту сам он не нужен этому миру. И Костя прикрывал собой Сато, как когда-то это делал Сато, решая за Костю сложные жизненные ситуации. И мне кажется это очень красивым. Что они как две стороны одной медали хрупкий Костя и несокрушимый Сато, меняются местами и оказываются друг другу очень нужными.
Но тогда получается история о людях, которые не справились. О родителях Кости, которые не смогли сохранить свой брак, о маленьком Косте, который прятался от проблем реального мира за несгибаемым Сато, о контр-адмирале, который не справился со своими обязанностями и был сослан в тело маленького мальчика, о психологе Даше, которая не смогла разобраться с расстройством психики Кости, а потом не смогла толком поговорить с Сато. Как бы мне Даша в этой истории больше всех ни нравилась, но она тоже не идеальный всепонимающий психолог, который выслушает, возьмет на ручки, пожалеет и поможет решить проблемы. Она тоже к концу книге выгоревшая, уставшая и опустошенная настолько, что хоть весь мир пропадай. Но кажется, что это все как раз и к лучшему, что то, что она не справилась, как раз и спасло наш мир от внеземных захватчиков.
Это один вариант, но есть еще и другой.
Картина. Мы узнаем о расстреле из картины, которую нарисовали точно до финальных событий. Значит Сато и Костя знали, что будет и знали к чему это приведет. Когда Сато связывался со своими, он выяснил, что его солдаты все еще верны ему, и он может поднять мятеж. А потом что-то еще собирал из электроники, но нигде не сказано что. И сдаваясь, он попросил, чтобы его перенесли в другое тело, а это тело не трогали потому, что парень не при чем.
И возможно, Сато как-то удалось устроить подтасовку с телами, и на расстрел отправился Костя, в то время, как Сато получил возможность поднять мятеж и все изменить в его мире. Они об этом говорили с Дашей, что раньше он не сталкивался с выбором и действовал по уставу, не думая, а попав в сложную ситуацию, испугался.
Там говорилось что-то типа, что если Сато не пойдет под суд, то Землю уничтожат, не сейчас так в следующий раз, как потенциальную опасность.
А еще там в тексте не было указано в каком теле изображен Сато на картине. Даша просто понимала, что это Сато. Может там как раз Костя в теле Сато. В то время, как сам Сато в теле Кости поднимает мятеж.
А может быть это просто картина, которую автор вписал для красивого и драматичного завершения книги и никакую иную смысловую нагрузку она не несет оО