воскресенье, 28 февраля 2016
Задали нам тут в инсте посмотреть фильмографию мексиканского режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту.
Сказали, что самое лучшее у него - это "Бёрдмэн".
Решил посмотреть.
Где-то полгода назад я натыкался на статью про этот фильм, и там рассказывалось, как его снимали.
А снято забавно. Все одним монтажным планом))) Т.е. камера все время ходит за персонажами, поворачивается, когда события куда-то перемещаются, обходит вокруг персонажей, во время диалогов или переходит с одного персонажа на другого. Из-за этого оторваться от просмотра почти невозможно оО Просто кажется, что ты там присутствуешь, ходишь за ними и смотришь, что происходит.
спойлерыСюжет занятный. Это не геройский экшн. Тут драма людей, актеров, поломаных жизнью и запутавшихся в этой самой жизни.
Главный герой - Ригган Томсон - известный актер, который в молодости снимался в фантастическом блокбастере "Бёрдмэн" и был популярен. Сейчас, постарев, он пытается найти для себя новую нишу и ставит пьесу на Бродвее. Но старая известность его не отпускает. Ему кажется, что именно тогда у него было все. А сейчас у него нет ничего. Он вроде бы старается что-то сделать, но не чувствует в этом радости и вдохновения. Выматывающие потуги сделать что-то стоящее из своей пьесы, боязнь критики и общественности, проблемы с взрослой дочерью наркоманкой и молодым талантливым актером, который сможет принести успех его пьесе. Кругом проблемы, недосказанности, вранье себе и мысли о том, что было бы классно снова сыграть "Бёрдмана", снова показать всем, на что он способен, чтобы о нем снова заговорили.
Дочь Риггана - Сэм - наркоманка, работает помощницей отца в театре. По сути ничего не делает. И не видит смысла в жизни и своем существовании. Любит сидеть на крыше театра свесив ноги вниз. Часто слышит крики снизу: "Да прыгай уже! Сколько можно?"
Майк Шайнер - молодой талантливый актер, которого Ригган приглашает в пьесу. Он реально может вытянуть пьесу, сделать ее популярной. Только он выпендрежник, ужасно наглый, непредсказуемый эгоист. Ему все тыкают, может ли он хотя бы иногда вести себя по-человечески. А он периодически отвечает, что живет только на сцене и все остальное время играет. За маской нахала скрывается потерявший себя надломленный человек, который вообще не знает, что делать со своей жизнью и живет лишь сценой.
Сэм влюбляется в него, а он в Сэм. В одной из сцен на крыше, они играю в "правда или желание", и Сэм его спрашивает, чего бы он хотел. Он говорит, что хотел бы вырвать ее глаза и вставить себе, чтобы снова суметь взглянуть на мир так, как смотрит сейчас она.
Там есть очень короткий момент, когда они все-таки решаются быть вместе. И тогда он кажется действительно живым, а она не осунувшейся депрессивной наркоманкой, а счастливой симпатичной девушкой.
Вообще в процессе просмотра я много думал о превратностях судьбы в целом и творческой профессии в частности. Чтобы эти жить и заниматься, надо уметь попадать в волну публики. Ты можешь быть сколько угодно талантливым, бесконечно хорошим актером, все время работать, но если ты не попадаешь в запросы публики, ты - никто, кем бы ты ни был.
Фильм многослойный. Тут первый слой именно актер, который не может отвязаться от старой роли. А дальше? Замкнутость человеческой жизни? Желание творить и летать? Желание летать настолько сильное, что уже не важно вверх или вниз? А может быть так, что если летишь вниз, то это на самом деле вверх? А если возносишься вверх, то скорее всего очень скоро разобьешься насмерть и надо срочно выйти, пока не стало поздно? А еще личность - это ничто и главное, каким тебя видит общество, хочет видеть, и чем ты ответишь этому обществу. Можно идти за ним следом и забыть, каким раньше видел мир. А можно идти сквозь толпу и постоянно бороться, чтобы сделать лишний еще один шаг. И проигрывать каждый шаг. А можно подстроиться под общество, можно слиться с ним, можно давить тех, кто пытается идти сквозь толпу, не желая мириться.
А еще они там все очень отчаявшиеся. Никто не верит, что у них что-то получится, и что публика их примет. Но они врут друг другу постоянно, что все будет хорошо, что они уже на пороге оглушительного успеха, что еще один шаг и у них все получится. Кто-то врет Риггану, Ригган врет актерам... и так по кругу. Только они не верят друг другу и себе тоже. И все это очень давит. Они запутываются в этом. И не факт, что успех пьесы поможет им выбраться из этой паутины.
Нам показывают, что Ригган действительно талантлив. В антракте во время премьеры говорят, что первая часть пьесы всем понравилась. И если он додержит этот настрой до конца, то у пьесы будет успех. Хотя критик ему сказала, что напишет разгромную рецензию, и никто не захочет идти на его постановку.
А еще публика жаждет хлеба и зрелищ. Думаю, что пьеса получилась бы у Риггана действительно хорошая. И публике бы понравилась, но статья бы в газете вышла бы такая, как обещала критик. И Ригган понимает это. И понимает, что запутался окончательно. И что пора уже все останавливать и выходить.
И он пытается это сделать. Но у него не получается... Решимости не хватило совсем чуть-чуть.
Но зато какой успех получила постановка. Еще бы! Настоящая кровь на сцене! Это же новая эпоха театральных постановок. Это же эпатаж! Зрелище действительно достойное внимания! Почти, как настоящий секс на сцене, но только в разы круче.
И публика будет требовать этой крови, потому что всем будет хотеться увидеть это самим. И что делать? Как вообще поддерживать этот успех? А он вообще нужен? Кому он нужен этот успех? Кому нужен сам Ригган, когда он уже даже с собой попрощался.
Не знаю, есть ли у этой ситуации другой выход. Но если вышел на сцену играть, то играй до конца. Живи этой ролью, пока не опустится занавес.
Если играешь Бёрдмана, будь им до последнего шага из окна. Если уж стреляешь себе в висок на сцене, то стреляй из настоящего пистолета, и чтобы без права выжить потом.
Фильм заканчивается тем, что Ригган приходит в себя в больнице, после того, как пытался застрелиться на сцене прямо во время премьеры. У него слава, у него успех, у него деньги. У него теперь есть все. Только нет себя. И осознав это, он подходит к окну, распахивает его и поднимается на подоконник. В небе летают птицы.
Когда его дочь возвращается в палату, то видит распахнутое окно. Она выглядывает вниз. На ее лице растерянность. Потом слышит крики птиц, поднимает взгляд вверх и улыбается.
Кто-кто, а она своего отца понимает, это уж точно.
@темы:
Мои мысли о...