Подвиг - удел дураков.
читать дальшеУдивительно, но вообще не помню, как читал книгу в прошлый раз. Вернее, помню основные моменты книги, но с каким настроением читал, что думал, не помню. И наверное, это хорошо. Ибо позволило воспринять книгу заново. А запомнившиеся основы сюжета не давали нестись взахлеб по страницам, выясняя сюжет. И можно было читать более вдумчиво, ловя намеки и недомолвки авторов, и находить на них ответы.
Начал читать с мыслью, что вообще не помню характер Алкида. И действительно, оказалось, что характеры братьев прописаны эдакими набросками. Нельзя с уверенностью сказать какими они были. Вернее, Ификл был чуть сдержаннее и молчаливее Алкида. И все. Зато буквально крупным шрифтом сквозь все повествовнаие неслись вот эти слова описания «величайший и несчастнейший из людей». И нервозность, смятение, страх Алкида описаны очень емко. Что, за неимением четкого представления о характере персонажа, создавало ощущение некоторой жалости и отстраненности. Наверное, именно так окружающие и думали о нем.
У братьев вообще как-то мало места в книге. И диалогов. И чем больше лет проходит, тем меньше их становится. К концу вообще повествование превратилось в такую сказку/исторический очерк о персонажах. Радует, что в начале, когда братья были еще мальчишками, им уделялось очень много внимания. Это было приятно читать. И очень воодушевляло. Особенно в компании с Гермием. Который тоже в начале был чуть ли не основным персонажем.
Гермий вообще вызывает искренний восторг. Самый прозорливый. Самый деятельный. Тот, кто сможет хоть что-то изменить. И с неизменной задорной улыбкой на лице.
Тем тяжелее читать потом. В начале нам чуть-чуть приоткрывают, что творится у него в душе на самом деле. И наверное, это хорошо, что ближе к финалу он исчезает совсем. Упадок. Печально.
Зато все так же в первых рядах остается сначала Амфитрион, а потом Иолай. Нельзя проживать две жизни. Тот персонаж, через которого читателю передается любовь к братьям.
А линия отношений Амфитриона и Алкмены вообще прекрасна. И тем больнее были упоминания о ней потом.
Вообще забавно, что повествование все время скачет от одного персонажа к другому. У читателя не создается восприятие книги, через призму характера кого-то одного из персонажей.
При условии, что большую часть сюжет велся от лица Амфитриона. А потом Иолая. Было забавно, что когда шестилетнего Иолая хотели принести в жертву Алкиду, описание велось от лица Ификла. Авторы, конечно, могли бы описать все, что он ощущал, понимая, что происходит и осознавая, что тело не позволит хоть как-то с этим справиться. Но оставили все на воображение читателя. А воображение порой подкидывает такие вещи…
Олди вообще достаточно метко используют слова. Буквально одна фраза создает описание всего. Например, после Гигантомахии, когда толком не описывалось само сражение, одна фраза «Гермий еле держался на ногах» открывала весь масштаб происходящего. Угу, тот самый неутомимый и неунывающий Гермий в крылатых сандалиях, который пришел на битву в шлеме Аида, т. е. под невидимостью. Тот, кто может с легкостью выпутаться из любой ситуации. Даже ему все это далось большой кровью.
Неудивительно, что некоторые персонажи как будто сами собой выбираются на передний план. Авторы уделяют им очень много внимания. Даже просто промежуточным, появляющимся в книге все раза два.
Например, история с Телемом и его внуком. В начале описывается стражник у городских ворот Телем Гундосый. И говорится, что он был хорошим саратником Амфитриону. А потом через полкниги, когда прошло уже около 10 лет. Мы узнаем, что у ворот его внук Телем Никакой. И Иолай ему при встрече говорит, что быть никаким – это плохо и надо быть каким-то. А потом еще через полкниги, когда Иолая водят по памятным местам города, он слышит историю о Телеме Фиванском, которого раньше звали Теллем Никакой, и, благодаря которому смогли отбить осаду города. Вроде мельком. Вроде незначительно. А сколько эмоций вызывает!
Клево, что повествование иногда забегает вперед. Например, когда упоминалось об Иолае. Что недлинное перечисление того, что его ждет. Что он станет достойным помощником Геракла, будет сражаться под стенами Трои, до последних дней, как любящий внук защищать свою бабку Алкмену. И когда на очередном вираже сюжета, становится страшно за жизнь персонажей, вспоминаешь эти строки и понимаешь, что еще далеко не конец.
А шутки на тему истории вообще шикарно)
Лихас мечтал, как скажет дома заслуженным героям, сгорающим от зависти, что их не взяли на Трою: «Вас? На Трою?! Вы год будете собираться, два — плыть по морю, потом девять лет просидите под стенами, перегрызетесь между собой и если и возьмете город, то только чудом! Нет уж, мы — сподвижники Геракла — ждать не любим!..»
Или вот
Иолай отрицательно покачал головой.
— Наше поколение, считай, под корень извели, — тихо сказал он. — Крохи остались, по пальцам пересчитать… Что с нашими детьми делать станете? Не отвечай, сам знаю. Соберете скопом лет через десять-двадцать у какого-нибудь вшивого города — к примеру, у той же Трои, — кто идти не захочет, заставите; после кинете кость, одну на всех — мы друг дружку сами копьями переколем! А Семья с горки посмотрит, порадуется… еще лет на десять развлечения хватит.
— Откуда ты знаешь? — захлебнулся Гермий.
А вообще, из всех персонажей в конце жаль Гермия. Потому что очень ярко осознаешь, насколько все пришло в упадок. И Амфитриона. Его даже в Аид не взяли. У них вообще истории не завершены, в отличие от других персонажей. И тем приятнее осознавать, что еще есть «Одиссей, сын Лаэрта».
Кстати да, все остальные персонажи завершили свой путь. И для них это было можно сказать наградой. Люди с искалеченной судьбой, потому что кто-то решил менять мир.
Для Геракла это вообще было избавлением от мук. Лихаса жаль. Но фанаты – такие фанаты, они и от руки кумира рады умереть.
Начал читать с мыслью, что вообще не помню характер Алкида. И действительно, оказалось, что характеры братьев прописаны эдакими набросками. Нельзя с уверенностью сказать какими они были. Вернее, Ификл был чуть сдержаннее и молчаливее Алкида. И все. Зато буквально крупным шрифтом сквозь все повествовнаие неслись вот эти слова описания «величайший и несчастнейший из людей». И нервозность, смятение, страх Алкида описаны очень емко. Что, за неимением четкого представления о характере персонажа, создавало ощущение некоторой жалости и отстраненности. Наверное, именно так окружающие и думали о нем.
У братьев вообще как-то мало места в книге. И диалогов. И чем больше лет проходит, тем меньше их становится. К концу вообще повествование превратилось в такую сказку/исторический очерк о персонажах. Радует, что в начале, когда братья были еще мальчишками, им уделялось очень много внимания. Это было приятно читать. И очень воодушевляло. Особенно в компании с Гермием. Который тоже в начале был чуть ли не основным персонажем.
Гермий вообще вызывает искренний восторг. Самый прозорливый. Самый деятельный. Тот, кто сможет хоть что-то изменить. И с неизменной задорной улыбкой на лице.
Тем тяжелее читать потом. В начале нам чуть-чуть приоткрывают, что творится у него в душе на самом деле. И наверное, это хорошо, что ближе к финалу он исчезает совсем. Упадок. Печально.
Зато все так же в первых рядах остается сначала Амфитрион, а потом Иолай. Нельзя проживать две жизни. Тот персонаж, через которого читателю передается любовь к братьям.
А линия отношений Амфитриона и Алкмены вообще прекрасна. И тем больнее были упоминания о ней потом.
Вообще забавно, что повествование все время скачет от одного персонажа к другому. У читателя не создается восприятие книги, через призму характера кого-то одного из персонажей.
При условии, что большую часть сюжет велся от лица Амфитриона. А потом Иолая. Было забавно, что когда шестилетнего Иолая хотели принести в жертву Алкиду, описание велось от лица Ификла. Авторы, конечно, могли бы описать все, что он ощущал, понимая, что происходит и осознавая, что тело не позволит хоть как-то с этим справиться. Но оставили все на воображение читателя. А воображение порой подкидывает такие вещи…
Олди вообще достаточно метко используют слова. Буквально одна фраза создает описание всего. Например, после Гигантомахии, когда толком не описывалось само сражение, одна фраза «Гермий еле держался на ногах» открывала весь масштаб происходящего. Угу, тот самый неутомимый и неунывающий Гермий в крылатых сандалиях, который пришел на битву в шлеме Аида, т. е. под невидимостью. Тот, кто может с легкостью выпутаться из любой ситуации. Даже ему все это далось большой кровью.
Неудивительно, что некоторые персонажи как будто сами собой выбираются на передний план. Авторы уделяют им очень много внимания. Даже просто промежуточным, появляющимся в книге все раза два.
Например, история с Телемом и его внуком. В начале описывается стражник у городских ворот Телем Гундосый. И говорится, что он был хорошим саратником Амфитриону. А потом через полкниги, когда прошло уже около 10 лет. Мы узнаем, что у ворот его внук Телем Никакой. И Иолай ему при встрече говорит, что быть никаким – это плохо и надо быть каким-то. А потом еще через полкниги, когда Иолая водят по памятным местам города, он слышит историю о Телеме Фиванском, которого раньше звали Теллем Никакой, и, благодаря которому смогли отбить осаду города. Вроде мельком. Вроде незначительно. А сколько эмоций вызывает!
Клево, что повествование иногда забегает вперед. Например, когда упоминалось об Иолае. Что недлинное перечисление того, что его ждет. Что он станет достойным помощником Геракла, будет сражаться под стенами Трои, до последних дней, как любящий внук защищать свою бабку Алкмену. И когда на очередном вираже сюжета, становится страшно за жизнь персонажей, вспоминаешь эти строки и понимаешь, что еще далеко не конец.
А шутки на тему истории вообще шикарно)
Лихас мечтал, как скажет дома заслуженным героям, сгорающим от зависти, что их не взяли на Трою: «Вас? На Трою?! Вы год будете собираться, два — плыть по морю, потом девять лет просидите под стенами, перегрызетесь между собой и если и возьмете город, то только чудом! Нет уж, мы — сподвижники Геракла — ждать не любим!..»
Или вот
Иолай отрицательно покачал головой.
— Наше поколение, считай, под корень извели, — тихо сказал он. — Крохи остались, по пальцам пересчитать… Что с нашими детьми делать станете? Не отвечай, сам знаю. Соберете скопом лет через десять-двадцать у какого-нибудь вшивого города — к примеру, у той же Трои, — кто идти не захочет, заставите; после кинете кость, одну на всех — мы друг дружку сами копьями переколем! А Семья с горки посмотрит, порадуется… еще лет на десять развлечения хватит.
— Откуда ты знаешь? — захлебнулся Гермий.
А вообще, из всех персонажей в конце жаль Гермия. Потому что очень ярко осознаешь, насколько все пришло в упадок. И Амфитриона. Его даже в Аид не взяли. У них вообще истории не завершены, в отличие от других персонажей. И тем приятнее осознавать, что еще есть «Одиссей, сын Лаэрта».
Кстати да, все остальные персонажи завершили свой путь. И для них это было можно сказать наградой. Люди с искалеченной судьбой, потому что кто-то решил менять мир.
Для Геракла это вообще было избавлением от мук. Лихаса жаль. Но фанаты – такие фанаты, они и от руки кумира рады умереть.
@темы: Мои мысли о...
это точно.. вот почему я не могу уже читать все подряд, как когда-то в детстве(((( меня избаловали Олди, Дьяченки и ранняя Семенова((
меня больше всего тогда зацепило, помню, ощущение, что они все одинаковые - боги, люди.... есть живые, есть не очень - и среди тех, и среди этих. Живые - это было прям..эх. Амфитрион да, а еще меня почему-то линия Автолика заставила проникнуться. Хотя и и лучники... и состязания... в общем - боги и люди - это было очень живо почему-то
*после цикла о Бездне Герой - любимое у них все-таки... наверное.. вместе с Баламутом...*
А вот это да, кстати. И нет такого, что боги мудрейшие и сильнейшие.
Когда описывалась битва с гигантами получалось, что боги сильнее Геракла, Геракл сильнее гигантов, а гиганты сильнее богов.
Раньше расстраивался по этому поводу. Думал, зачем читаю, если потом все равно забываю, что читал.
А теперь думаю, что и не плохо)) Всегда можно в удовольствие перечитать)) И вроде сюжет знаешь, гнаться за событиями не надо. А впечатление прям захватывающее, потому что многое не помнишь))
А вот за это, кстати, спасибо)) Хотел же написать в посте и забыл)))
Тоже прям ярчайший пример, как одной фразой показали всеобщий упадок богов и веры в них.
Он же не все время кутался в шерстяную накидку. Полкниги он вообще рассекал в сером плаще нищего.
Это вот уже самом конце, там даже уже, кажется, троянская война прошла.
Как раз показывали разговор Гермия с Аидом. И они обсуждали всеобщий упадок. Что боги отдалились от людей и стали медленно умирать, потому что в них перестали верить.
а общее настроение запоминается. И можно взять книгу, когда хочется чего-то определенного. Какого-то настроя или атмосферы.
ога)) И то самое главное в книгах, имхо))
Вся штука в том, что умереть боги не могут. По крайней мере от старости. И вот тут начинается самое грустно: время идет, а они могут только со стороны смотреть и даже уйти не могут.
Хочу сначала Гомера "Иллиаду" и "Одиссею" прочитать))